Певица Варвара: «Я проношу музыку через себя»

Известная этно-фольк исполнительница Варвара – воплощение русской красоты и духа. Ее музыка значительно отличается от того, что сегодня можно услышать на российской сцене. Ее стиль – как музыкальный, так и сценический, узнаваем с первых нот и с первого взгляда. Варвара – настоящая женщина, обладающая невероятно сильным, красивым голосом и талантом. Она умеет зачаровать зрителя и увести его в музыкальное путешествие по разным странам и временам. И зрители, хоть раз побывавшие на ее концерте, обязательно возвращаются снова, чтобы вновь окунуться в эту сказку.

Стать артисткой Варвара решила еще в раннем детстве. Когда ей было три года, она вставала на стульчик или лавочку, останавливала соседей и просила их послушать как поет. Большой частью ее жизни музыка стала уже в студенческие годы, а потом вовсе поглотила ее целиком.  Ее музыка — отражение ее самой, ее настроения, мироощущения, желаний и даже грусти. Ее музыкальное звучание имеет свой собственный стиль, который нарабатывался годами и в котором отображены самые тонкие и уязвимые моменты жизни и народного творчества. Варвара поет не только на русском. Она легко исполняет песни на гэльском, иврите, старом шведском, фарси, армянском и турецком языках.

Варвара, скажите, сложно работать в этно стиле?

Очень сложно, но очень интересно. Этно-стиль требует большой музыкальной подготовки, и я думаю именно поэтому никто особо не занимается им. Здесь можно как переборщить, так и не дотянуть. У меня есть четкое видение, я представляю, как мне дальше развиваться. Кроме того, чтобы работать в этом музыкальном стиле, нужно жить им. Это не просто выйти на сцену и спеть. Самое главное остается «за кадром». Начинается все с поиска песен. Чтобы найти их, мы во время гастролей специально закладываем время и ездим в экспедиции по ближайшим деревням, где живут бабушки, которые несут в себе культуру и помнят совершенно невероятные вещи. Мы можем слушать их часами. Именно таким образом ко мне пришла композиция «Сказание о Варваре – во время гастролей в Смоленской области мне ее напела бабушка. В этой композиции можно услышать традиционный этнический распев, издревле известный в Смоленской области со времен Александра III. На этот напев положено старинное духовное сказание. Вообще, об экспедициях я могу долго рассказывать. Очень много потрясающих встреч на них происходит. Например, встречи с малыми народами. На Сахалине мы встретили нивхов — коренных жителей острова. А на севере я познакомилась с чукчами. Культура каждых из них – богатейший и самобытный пласт общероссийской культуры, и мне хочется подчеркнуть все это в своем творчестве, показать все это зрителю.

Получается, что у вас не просто русская песня….

Да. Я пошла гораздо дальше. С удовольствием пою на других языках. Я открыта к экспериментам в рамках стиля, в котором работаю.

hpyjvex

Вы начали рассказывать про то, как готовите музыкальный материал. Что происходит после того, как вы нашли песни?

Если это песня на другом языке, то мы с педагогами разбираем ее, переводим, учим произношение каждого слова. Если это старорусский текст, то в исходном состоянии он непонятен людям, и мы вместе с филологами переводим его на более понятный, современный язык. А затем начинается долгая работа над аранжировкой. Основная мелодия при этом обязательно сохраняется.

Каждый музыкант доносит музыку своим способом, посредством своего музыкального видения. Вы согласны с этим?

Да, конечно. Например, русскую песню поют многие. У нас с Мариной Девятовой даже есть совместная концертная программа «Два пути», где мы показываем зрителям свое видение народной песни. Мы своим неповторимым музыкальным, песенным языком рассказываем зрителю о разных сторонах нашей повседневной жизни, событиях и переживаниях, которые волнуют всех: ошибках и удачах любви, ярком успехе и тягостном разочаровании, всеобъемлющей радости и глубокой печали, сердечной гармонии и душевной горечи. Каждая из нас идет своей творческой дорогой, и мы решили показать зрителю русскую песню с разных сторон, разных углов восприятия. Это не просто концерт, а целостный спектакль, в котором эстрадные мотивы настолько тесно сплетены с аутентичным народным звучанием, разнообразными и порой неожиданными этническими напевами.

 

Насколько востребована сегодня русская песня?

Очень востребована. На концертах люди больше хотят слышать именно их, подпевают всем залом. И год назад я выпустила альбом «Лён», состоящий исключительно из народных песен. Помимо известных всем — «То не вечер» и «Ивушки», в альбоме есть старинные песни, некоторым из которых более 300 лет. В записи были использованы классические инструменты – гитара, и этнические, старинные — рожок, волынка, музыкальный инструмент 11-12 веков колесная лира.

Решение о записи «русского» альбома было принято как раз благодаря зрителям и поклонникам. По их реакции на концертах я понимаю, какие песни лучше всего воспринимаются, что они хотят слышать. И, как я уже говорила, это чаще именно народные песни. На концертах некоторые даже плачут, слушая, например, «Еще не вечер», «Ивушки» или «Сказание о Варваре». Это о многом говорит….

Народная песня для вас – это…?

Это душа, музыка, которая близка по духу, настроению, содержанию. Не зря все застольные песни – именно народные.

А какая русская душа, на ваш взгляд?

Самая необъятная, с огромным чистым сердцем, в котором живет всеобъемлющая любовь. Очень сильная — русскую натуру, гордость и русский дух не сломить никогда и никому.

И мой сценический образ – это, прежде всего, душа. Я не могу строить из себя того, кем не являюсь. На сцене я такая же, как в жизни. Мой репертуар, костюмы, каждая деталь концерта – все это тоже часть меня, мое отражение.

Какая песня для вас самая важная, особенная?

Они все важные и любимые. Все они отражают любовь к природе, русской культуре. Но все же, могу выделить песню «Грезы». Она особенно отражает глубину моей души и любовь к природе.

 

Артистам часто кажется, что самая лучшая песня – впереди. У вас так же?

Да. В том стиле, в котором работаю я, это, по-моему, бесконечный процесс. Даже сложно представить, сколько за время существования человечества написано песен. Ведь у каждой страны своя культура, своя история, и в каждой культуре огромное количество композиций. Без песен я точно не останусь. И, на мой взгляд, все песни в моем репертуаре – лучшие. Каждая из них несет свою ценность. Их невозможно сравнивать.

Какая музыка чаще всего играет в вашей машине?

Люблю послушать классику. Но у меня есть одна проблема – какая бы музыка ни звучала, я тут же начинаю думать о работе, вслушиваться в звуки, аранжировки, слова… Поэтому, когда я хочу отдохнуть, моя любимая музыка – тишина.

 

В чем для вас определяется профессионализм артиста?

Если мы говорим о музыкантах, то это знание нотной грамоты, в первую очередь. Должна быть база, фундамент. Даже если у человека абсолютный слух, все равно нужно знать азы, чтобы уметь правильно общаться с музыкантами, аранжировщиками. И, конечно, практика, опыт, который нарабатывается годами. Но, сколько бы ни было опыта, артист должен жить своим делом, любить его. Только тогда его музыка будет идти от души. А для зрителя важнее всего честность артиста, искренность, то, как он отдает себя на сцене.

Какие сложности возникали на вашем творческом пути?

Если честно, любой шаг в моей жизни – это сложность. У меня другая музыка, поэтому и творческие вопросы мне приходится часто решать по-другому, идти другими путями, нежели остальные музыканты. Но когда я выходу на сцену и вижу полный зал, я понимаю, что занимаюсь своим делом, все не зря. Зрители — мои самые главные критики.  Я делюсь с ними всем – своими творческими находками, историей, эмоциями, переживаниями.

Сложно работать самостоятельно, без продюсера?

Я не представляю для себя работу с продюсером. Я вижу свой творческий путь наперед, знаю, что и как сделать. А здесь чужой человек, который видит все совершенно по-другому, вмешивается в творческий процесс. Я бы не смогла. Никто другой не увидит мое творчество и идеи так, как это вижу я. Моя свобода тяжела, и мне самой приходится преодолевать разные сложности, но от этого я получаю огромное творческое удовлетворение.

Поделитесь своими творческими планами.

Сейчас у меня проходит гастрольный тур. Совсем скоро выйдет новый клип на песню «Ах, душа». Съемки проходили в республике Адыгея, в районе города Джубга, где мы выбрали красивейшие локации в горах и на море. В съемках принял участие настоящий цыганский табор. Картинка там будет очень красивая –горы, море, колоритная цыганская атмосфера — разбитая кибитка, костер, звуки гитары и большая цыганская семья.

 

Yuliya Yarmarkina
Yuliya Yarmarkina

Chief Editor

No Comments Yet

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>